Александр Щербина
Новости
* АНОНСЫ

С 2015 года сайт перешёл в архивный режим и не обновляется. Актуальную информацию ищите в FB и VK на страничках Александра.


Посмотреть всю афишу:
архив, текущее, анонсы

Если Вы хотите получать по почте новости сайта Sherbina.ru - введите свой адрес в поле и нажмите "ОК".
Новости
 АНОНС. РУССКИЙ КЛУБ 24.10.2014 22.10.2014
Вместе с Олей Егоровой ждём наших московских друзей в эту пятницу на продолжении нашей совместной программы "О[д]ни большого города". В этот раз наш высокохудожественный балаган из стэндапа, музыки, песен и стиховидений пройдёт под покровительством Девяти муз мегополиса. Начало - в восемь вечера, место действия - "Русский клуб" на Варварке-3.

2014_квадрат
[info]Обсудить в жж
 АНОНС. ЦАП 16.10.2014 15.10.2014
Сегодня день рождения у Шуры Суханова. “Шуры” – это дабы не путать с автором “Зелёной кареты”. По этому случаю завтра, в четверг, на пару сыграем уютный концерт в московском ЦАПе. Вспомним наши древние моноспектакли - ещё времён любимого «Перекрёстка» Виктора Луферова. В этот раз ностальгия коснётся только первого отделения: покажем шуриных «Дворников и ковбоев» и моего «Рыцаря Случайного Образа». Во втором попоём вместе и по отдельности – как созреет.

Начало в семь вечера, цены на билеты в ЦАПе принципиально не кусаются – 300 рублей, в которые к тому же гостеприимные хозяева включают и всякое чаепитие с угощениями. Если что – билетов по вчерашним данным почти не осталось, так что лучше для верности позвонить и заказать (8-495-953-73-07). Адрес - Б. Овчинниковский пер., дом 24, стр. 5 (м. «Новокузнецкая»).

афиша-ЦАП с Шурой
[info]Обсудить в жж
 :: PRO АВТОРА :: 28. АВТОРСКАЯ ИНТОНАЦИЯ 15.10.2014
Чем оригинальность отличается от оригинальничания? Тем же, видимо, чем улыбка от смайлика и оригинал от копии. Имитация иногда приносит плоды, но никогда не сможет работать долго. Просто не сдюжит. Слишком сильно придётся пыжиться, слишком много усилий тратить на то, что должно даваться если не легко, то хотя бы естественно.

Авторская узнаваемая интонация – самое ценное, что автор с годами можем приобрести. Или не приобрести. Такая интонация слышна во всём – в выборе "своих" тем, впечатлений, в их интерпретации, в стиле, слоге, в мелодии, в тембре, в характерной подаче, манере произносить или пропевать фразы… В одном из приближений это выглядит так: встречаешь где-то цитату, читаешь неизвестный отрывок – и вдруг ясно понимаешь, кто мог его написать. Услышав одну-две фразы новой песни, – уже знаешь, чья она и кто поёт.

Для автора, автора-исполнителя эта узнаваемость - подтверждение авторской интонации. Придумать, рассчитать её формально, наверно, можно, но практически - вряд ли получится. Такая удача выпадает либо сразу (что скорее случай), либо вызревает годами, выдерживается, настаивается, как хорошее вино. При том что ингредиенты этого вина зачастую остаются тайной – даже для винодела. А иногда – и вовсе противоречат здравому смыслу. Сильные стороны оказываются не у дел, а недостатки превращаются в достоинства (см.16)

Но, как бы то ни было, автору мало хорошо писать (рисовать, петь). Приходится ломать чужие и собственные шаблоны, менять правила и создавать новые – свои (см.19). Но даже создав их, суметь не разочароваться со временем и не впасть в тоскливую череду самоповторов…

Если продолжать аналогию – вино, скажем так, коварно. Может бодрить, может пьянить, может однажды скиснуть. Кому-то удаётся жить в мире с обретённой интонацией, кто-то становится её заложником. Это хорошо известно актёрам, “записанным” после однажды успешно сыгранной роли в одно единственное амплуа. Это известно и состоявшимся авторам, рискующим обмануть ожидания читателя. Это известно исполнителям, со сменой жанра теряющим большую часть публики.

В любом случае, требуется немало смелости, чтобы, свернув с накатанной дорожки, опять проходить всё сначала – без всякой гарантии на успех.

VK_PRO-АVTORA_citata_28

:: предыдущие серии ::
[info]Обсудить в жж
 ПРО ВЫКСУ (ОТ 8 ОКТЯБРЯ 2014) 14.10.2014
Дождя в Выксе не было - и город я не узнал. Пришлось знакомиться по новой. Мои традиционные гиды Баикины – Алёна, Саша и Лис – опять же традиционно начали с нашего любимого парка.

выкса_2_дракон

выкса_2_змей

Здесь, как вы видите, обновки! - наследие прошедшего недавно праздника резчиков (или рубщиков?) деревянных скульптур. К воспетому мной ранее выксунскому Единорогу присоединились свежесрубленные драконы, змеи горынычи и прочие сказочные персонажи. Частью – весьма милые (вроде тех, что на первых двух фото). Частью - ставящие в тупик. Вы можете сколько угодно гадать, что это за два горизонтальных тела, прижавшихся друг к другу между небом и землёй, но вам не переплюнуть авторскую фантазию художника (товарища Щелова из Москвы). Ибо свою скульптурную композицию он озаглавил “Жёсткий богатырский приём”. И как хотите – а без подтекста тут не обошлось. Кому как ни нам, москвичам, знать о жёстких приёмах наших богатырей.

выкса_2_богатыри

На следующем фото – работа скульптора Филатова Владимира Владимировича из Тульской области. Называется “На Муромских дорожках”, что вполне объясняет Соловья разбойника на дубе, но не вполне объясняет Учёного кота на цепи. К тому же этот самый Соловей держит этого самого Кота за… эту самую цепь. Что, конечно, довольно смело трактует канонические сюжеты русских народных сказок и былин. Но самый приятный пустячок вовсе не в том. Если присмотреться, - у торчащей из дуба сабли не сразу заметная, но засада с гардой. Попробуйте мысленно взять саблю в руки - и вы всё поймёте.

выкса_2_соловей

Уже после парка, в одном из городских дворов я обнаружил портал. Куда - не понятно. И пусть злые языки говорят, что это просто подпорка под трубу, но нас с вами не обманешь. Рунические письмена местных граффити не дадут нам впасть в бытовой пессимизм. Нет, друзья, именно здесь, среди обычных выксунских домов находится дверь в иное, давно чаямое продвинутыми мистиками измерение. Не ясно только ещё - какое и как туда попасть. Банально лазать туда обратно через дыру – не катит. Проверено.

выкса_2_портал

О концерте. Выступал в Дворце металлургов, в хорошем, уютном, как я понимаю – малом (зато заполненном) зале. Публика собралась внимательная, (со)чувствующая, отчасти знакомая по летнему фестивалю. Жаль, что был один, без Лёвы, но, похоже, концерт всё же получился именно таким, каким задумывался – много пел-читал, мало говорил. Уже плюс )
[info]Обсудить в жж
 :: PRO АВТОРА :: 27. МОИ СЛУЧАЙНЫЕ УЧИТЕЛЯ, ИЛИ ЕЩЁ НЕМНОГО О КРИТИКЕ 13.10.2014
Это не будет рассказом о любимых книгах или авторах, вдохновивших однажды на творчество. В моём пантеоне "учителей" два случайных (или?) пересечения, два, по сути, незнакомых мне человека. Ни один из них, полагаю, и не догадывался, какую роль сыграл в моей творческой жизни. В первом случае - одной брошенной фразой, во втором - росчерками красного карандаша по распечатанному тексту. Всё нижеследующее - сугубо лично, но вместе с тем - в чём-то да, поучительно.

Первый случай - школьной поры. "Учитель" был и в самом деле учителем - преподавателем русского и литературы в параллельных классах. Отчества и тогда не знал, фамилия, если не путаю, - Дюба, а звали её Марго, за глаза - Маргошей. Восточная женщина счуть заметными усиками и лёгким акцентом. Русский, говорят, преподавала как никто, литературе учила - заслушаешься. Впрочем, вела она у "Б"эшек, я учился в "А". Школьное расписание нас не сводило ни на уроках, ни на собраниях. И побеседовали мы с ней только однажды. По её собственной инициативе. Весь разговор состоял из одной фразы, которую она посчитала необходимым мне озвучить. За что ей мой низкий поклон и многолетняя благодарность.

Дело было в конце восьмого класса, когда в нашей спецфранцузской 59-й шли переводные экзамены. Дабы не вылететь в школу попроще, надо было хорошо сдать "переводные экзамены", и среди прочих - школьное сочинение. Темы предлагалось три, на выбор: две, как тогда велось, литературные, одна - более-менее свободная. Помню, мне глобально не повезло - оба первых варианта "образ N в романе NN" оказались вне моих читательских интересов. А более-менее свободно предлагалось написать о войне. В точной формулировке это звучало так: "Героический подвиг советского народа в Великой Отечественной войне". Тут, по законам описываемого времени, можно (и нужно) было лить общеобразовательную воду, а патриотический пафос был важнее литературного стиля (на что косвенно настраивала и узаконенная тавтология в названии - вроде как героики и подвигов много не бывает).

Я вовсе не был ни отщепенцем, ни бунтарём, "героический подвиг" уважал и на обычном уроке мог бы вполне справиться с нужными клише. Но выносить их на бумагу, к которой уже тогда испытывал почти мистическое уважение, так и не научился. Рука не понималась. Но что-то сдавать было надо. Выручил авантюризм. Я написал это сочинение в стихах. Ну, или в том, что понимал тогда под стихами: уложил всё в правильный размер и снабдил более-менее корявыми рифмами. Суть излагаемого от этого сильно не изменилась, но рифмованный столбик на требуемый минимум страниц выглядел убедительно. И при всё ещё приемлемом градусе пафоса позволил избежать около половины штампов из обязательной программы. И ведь понимал, что весь этот маскарад вряд ли кого-то обманет, но мы все тогда играли по одним правилам - и ученики, и учителя. Экзаменационное сочинение в стихах! За историю моей 59-й это был первый (не знаю - последний ли) случай.

Моё сочинение показывали директорам других школ, возили куда-то в районо, приводили в пример и даже поставили мне 5/5, хотя слово "революционный" я написал через "и". Короче меня тогда сильно хвалили. Чем серьёзно напугали мой подростковый мозг. Внутри всё свербило и подозревало: ну не может эта халтура сойти за что-то серьёзное. Но ведь хвалят! Хорошие уважаемые люди хвалят… И поверить-то тоже того - хочется.

Тут-то и явилась она - моя спасительница. Невысоко-плотная, с заметными усиками и характерным акцентом. Как никто знающая и русский, и литературу, и, сдаётся мне, психологию тоже. Маргоша отловила меня на перемене и - очень просто и очень по-взрослому - сказала: "Саша, вы очень талантливый человек, я наблюдаю за вами не один год. Но то, что вы написали - это полное говно. Не делайте так больше".

Это "говно" из уст взрослого человека придало какую-то особую достоверность фразе. А в сочетании с собственными подозрениями на тот же счёт, окончательно убедило в своей и её правоте. Я облегчённо вздохнул. Всё же оказаться графоманом куда лучше, чем идиотом.

Второго моего "учителя" я даже не видел. Наше общение произошло заочно, практически анонимно и для меня - смертельно-обидно. Дело было где-то двумя годами позже, когда, уже окончив школу, я разродился прозаическим текстом, который, по простоте душевной, назвал романом и от которого ждал большой и светлой судьбы. Сюжет был романтичен и псевдо-экзестенциален. Про некий символический корабль, двух влюблённых и с какого-то перепугу исчезающих вокруг людей. Там было много психологических штучек и шуток, которые казались мне тонкими и даже смешными. Естественно, в конце влюблённые оставались одни, как А. и Е. пред вратами то ли рая, то ли Шамбалы, то ли ещё какого географически неуточнённого местоположения. Уже и не вспомню.

Один добрый приятель вызвался передать рукопись своему знакомому - довольно известному человеку и по совместительству хорошему писателю. И даже заплатил за то своих денег. Писатель принял рукопись и обещал выдать профессиональную рецензию. Надо ли уточнять, что в душе я ждал дифирамбов и откровений? Но случилось то, что должно было случиться. Я получил рукопись, испещрённую красными пометками и исчерканную вдоль и поперёк. Подытоживала мой провал честная, хотя и жестокая, запись: "Удивительная глухота к слову!"

Слава Богу, у меня хватило ума, во-первых, не обозлиться и, во-вторых, не отчаяться. Я отложил истерзанную рукопись вместе с критикой в ящик с черновиками (был у меня такой) и взялся за очередную "нетленку".

Потом была армия, потом возвращение в институт, потом я много читал и немного писал. А разбирая как-то старые бумажки, я наткнулся на тот же текст с теми же правками. Это было знаменательно и забавно. Заново перечитав критику, я подписался под каждой галочкой. И правда: удивительная глухота к слову. Чтобы это понять, надо было самому научиться слышать.

Вот, собственно, и всё. Спасибо моим невольным (или?) учителям. Спасибо, что оказались в нужное время в нужном мне месте. Спасибо за честность, за правки, за это вот прекрасное "…То, что вы написали - полное говно. Не делайте так больше".

Я и не делаю.


VK_PRO-АVTORA_citata_27

:: предыдущие серии ::
[info]Обсудить в жж

Страницы: Пред. 1 2 3 ...8 9 10 11 12 ...102 103 104 След.

alexander@sherbina.ru
на главную страницу
вверх