Александр Щербина
Новости
* АНОНСЫ

С 2015 года сайт перешёл в архивный режим и не обновляется. Актуальную информацию ищите в FB и VK на страничках Александра.


Посмотреть всю афишу:
архив, текущее, анонсы

Если Вы хотите получать по почте новости сайта Sherbina.ru - введите свой адрес в поле и нажмите "ОК".
Новости
 :: PRO АВТОРА :: 30. ОТ РУМБЫ ДО ДУХОВНОГО СТИХА 28.10.2014
Продолжаем разговор  –  с предыдущего абзаца…

Творчество – самый короткий путь от одного человека к другому. Здесь не требуется церемоний и личных знакомств, не играет никакой роли социальное положение, возраст, даже разница во взглядах. Всё происходит на другом уровне и почти мгновенно: цепляет – не цепляет, твоё – не твоё, накрыло – не накрыло… Архаично-возвышенное “властитель дум” – как раз об этом. Только “дум” – по мне так совсем не первое в этом списке. Если властитель – то чувств, эмоций, души, духа… ну, и ума тоже. И вряд ли – всего сразу… Вот, интересный получается ряд, ещё немного и можно переводить разговор на уровень чакр. В коих не силён. Но примерно таким, обращённым к разным человеческим потребностям, мне видится и всё творчество.

Есть музыка для почти физиологического удовольствия – где-то на уровне живота и ниже. Чаще танцевальная, положенная на подчёркнуто удобный для движения ритм. Если здесь появляются слова – то в роли скорее обозначения. Не отвлекающие от и не претендующие на. Широко используемые штампы здесь – не недостаток, как нам порой кажется, а правило. Они не должны отвлекать от главного. А главное здесь – движение, в идеале - танец. Будь то диско, румба или венский вальс.

Прямой противоположностью мине видятся музыка и тексты “для ума”. Те, что апеллируют к размышлению, пониманию, чуть ли не к логике. Здесь правила диктуют и некоторую общую образованность и подкованность в какой-то определённой теме. Здесь уживается и весомая доля всего постмодернизма, и обилие цитат, и любовь ко всякого рода загадкам-разгадкам. В том числе и филологическим… Но я перескочил от живота сразу к голове, а надо бы по порядку.

Поэзия и музыка на уровне груди, “для сердца”. В прямом смысле – сердечная музыка. Пристанище вечных, общечеловеческих, “добрых” тем – без особой зауми и притязательности, почти простодушная, но, в отличие от “танцевальной” и “умной” – изначально искренняя и щемящая, вызывающая тёплый сентиментальный отклик именно в сердце, минуя физику и аргументацию.

Ещё одна - “душевная” ипостась творчества. Наиболее, к слову, цепляющая меня самого – и как слушателя, и как автора. Музыка и песни, обращённые к чувствам, эмоциям, экзистенциальным переживаниям. Это и любовная интимная лирика, и “тёмные” закоулки личностного опыта, и самое благодатное поле для авторских тараканов. Тут, продолжая, аналогию, мы где-то на уровне горла. А заодно и лица. Что сочувственно закреплено в хорошо знакомой фразеологии: от “перехватывания горла” до “мурашек по коже” и “пощипывания в глазах”. Именно этого чаще всего ожидает от себя самого помещённый в данный контекст автор, - о чём бы ни писал. И той же реакции ждёт от читателей или от зала.

Наконец – дух. Это уже совсем иной уровень творческих исканий, в которых и мысль, и чувство, и слово, – отголоски глубоких внутренних процессов, куда более интимных, чем, скажем, любовная лирика. На мой взгляд, самый сложный вид творчества. Здесь крайне сложно найти свои слова, не свести всё к общей притче или пересказу канона. И при всём при том сохранить художественную ценность высказывания. В этом смысле музыке повезло больше – она минует слова. Она мистическим образом вселяет трепет или взывает к свету и радости. И примеров гениальной церковной музыки приходит на память в разы больше, чем знакомых образцов духовного стиха той же силы.

И, конечно, условность этого деления – не менее и не более условна, чем деление на жанры. Которых в чистом виде сегодня уже и не встретишь. Творчество, как и его восприятие, вещь субъективная, хоть и не оставляющая попыток прийти к неким универсальным критериям оценки. Но главным для слушателя, как ни крути, всегда остаётся всё то же: цепляет – не цепляет, твоё – не твоё… Случилось – не случилось.

VK_PRO-АVTORA_citata_30

:: предыдущие серии ::
[info]Обсудить в жж
 :: PRO АВТОРА :: 29. МИКРОБИОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА 27.10.2014
Одно и то же событие люди видят по-разному. Одни и те же вещи на кого-то производят впечатления, на кого-то нет. Избирательность тем, сюжетов, образов, и последующая их интерпретация, – такой же залог авторской индивидуальности, как и характерная лексика, фразировка, любимые-нелюбимые знаки препинания и пр.

Никто из нас не живёт в безвоздушном пространстве. Все проживают свои дни с чувствами, впечатлениями, восторгами, обидами, проблемами, привычками, разговорами, прочитанными книгами, увиденными фильмами, окружающими лицами, предметами, бытовыми подробностями, ежедневной рутиной и витанием в облаках… Со всем тем, что, так или иначе, попадает в поле нашего зрения, нашей мысли или эмоции.

Для нормального человека, не отягощённого писательским зудом, всё это остаётся сугубо личными воспоминаниями либо исчезает бесследно. Для сочинителя – становится поводом и запускает алхимическую реакцию, при которой вся эта гремучая смесь подвергается двум одинаково необходимым процессам: приживлению и изложению. При первом (приживление) – все набранные впечатления пропускаются через личность автора, изменяют свойства, прирастают подробностями, художественными образами, новыми смыслами и даже вымыслами. При втором (изложении) – наступает очередь личных умений и мастерства. Здесь самое время вспомнить об авторском слоге, стиле, об авторской интонации… [гл.28]

Когда зелье готово – оно становится либо вином, либо уксусом. Либо волшебством, либо унынием. У настоящей поэзии (музыке, живописи…) есть одно замечательное свойство: она цепляет других.

Иногда стихотворение может быть вполне себе грамотным, вполне себе искренним и вообще – придраться-не-к-чему, но, что называется, “не цепляет” - никого, кроме автора. И то, подозреваю, только потому, что он его написал. Там есть аллюзии, намёки, отсылающие его к понятным ему, ей (или ему и ей) событиям, разговорам, переживаниям, но все они лишены некой универсальности, общечеловеческого кода, когда твоё переживание становится переживанием и других. Тем, что вызывает сочувствие и приводит, в конце концов, к сотворчеству, о котором у наст уже шла как-то речь.

Что это за код? Я не знаю. Чувствую. Догадываюсь. Возможно знакомое мне ощущение, радость узнавания, высказанные по-новому. Или наоборот, сложный, незнакомый нюанс, доходчиво донесённый, раскрытый волнующим меня языком или образом. В любом случае - моё читательское удивление, рождённое волей (или неволей) автора.

И тут я вдруг начинаю любить человека, о котором раньше и понятия не имел. Скорее всего, я и сейчас не имею о нём понятия. И частью - переношу на личность автора всё им написанное, частью - дорисовываю его образ уже своими собственными эмоциями от прочитанного.

Творчество – самый короткий путь от одного человека к другому. Здесь не требуется церемоний и личных знакомств, не играет никакой роли социальное положение, возраст, даже разница во взглядах. Всё происходит на другом уровне и почти мгновенно: цепляет – не цепляет, твоё – не твоё, накрыло – не накрыло.

Архаично-возвышенное “властитель дум” – как раз об этом. Только “дум” – по мне так совсем не первое в этом списке. Если властитель – то чувств, эмоций, души, духа… ну, и ума тоже. И вряд ли – всего сразу… Кстати, интересный получается ряд, ещё немного и можно переводить разговор на уровень чакр. В коих не силён. Но примерно таким, обращённым к разным человеческим потребностям, мне видится и всё творчество. Та же музыка, скажем. И песни.

VK_PRO-АVTORA_citata_29

:: предыдущие серии ::
[info]Обсудить в жж
 АНОНС. РУССКИЙ КЛУБ 24.10.2014 22.10.2014
Вместе с Олей Егоровой ждём наших московских друзей в эту пятницу на продолжении нашей совместной программы "О[д]ни большого города". В этот раз наш высокохудожественный балаган из стэндапа, музыки, песен и стиховидений пройдёт под покровительством Девяти муз мегополиса. Начало - в восемь вечера, место действия - "Русский клуб" на Варварке-3.

2014_квадрат
[info]Обсудить в жж
 АНОНС. ЦАП 16.10.2014 15.10.2014
Сегодня день рождения у Шуры Суханова. “Шуры” – это дабы не путать с автором “Зелёной кареты”. По этому случаю завтра, в четверг, на пару сыграем уютный концерт в московском ЦАПе. Вспомним наши древние моноспектакли - ещё времён любимого «Перекрёстка» Виктора Луферова. В этот раз ностальгия коснётся только первого отделения: покажем шуриных «Дворников и ковбоев» и моего «Рыцаря Случайного Образа». Во втором попоём вместе и по отдельности – как созреет.

Начало в семь вечера, цены на билеты в ЦАПе принципиально не кусаются – 300 рублей, в которые к тому же гостеприимные хозяева включают и всякое чаепитие с угощениями. Если что – билетов по вчерашним данным почти не осталось, так что лучше для верности позвонить и заказать (8-495-953-73-07). Адрес - Б. Овчинниковский пер., дом 24, стр. 5 (м. «Новокузнецкая»).

афиша-ЦАП с Шурой
[info]Обсудить в жж
 :: PRO АВТОРА :: 28. АВТОРСКАЯ ИНТОНАЦИЯ 15.10.2014
Чем оригинальность отличается от оригинальничания? Тем же, видимо, чем улыбка от смайлика и оригинал от копии. Имитация иногда приносит плоды, но никогда не сможет работать долго. Просто не сдюжит. Слишком сильно придётся пыжиться, слишком много усилий тратить на то, что должно даваться если не легко, то хотя бы естественно.

Авторская узнаваемая интонация – самое ценное, что автор с годами можем приобрести. Или не приобрести. Такая интонация слышна во всём – в выборе "своих" тем, впечатлений, в их интерпретации, в стиле, слоге, в мелодии, в тембре, в характерной подаче, манере произносить или пропевать фразы… В одном из приближений это выглядит так: встречаешь где-то цитату, читаешь неизвестный отрывок – и вдруг ясно понимаешь, кто мог его написать. Услышав одну-две фразы новой песни, – уже знаешь, чья она и кто поёт.

Для автора, автора-исполнителя эта узнаваемость - подтверждение авторской интонации. Придумать, рассчитать её формально, наверно, можно, но практически - вряд ли получится. Такая удача выпадает либо сразу (что скорее случай), либо вызревает годами, выдерживается, настаивается, как хорошее вино. При том что ингредиенты этого вина зачастую остаются тайной – даже для винодела. А иногда – и вовсе противоречат здравому смыслу. Сильные стороны оказываются не у дел, а недостатки превращаются в достоинства (см.16)

Но, как бы то ни было, автору мало хорошо писать (рисовать, петь). Приходится ломать чужие и собственные шаблоны, менять правила и создавать новые – свои (см.19). Но даже создав их, суметь не разочароваться со временем и не впасть в тоскливую череду самоповторов…

Если продолжать аналогию – вино, скажем так, коварно. Может бодрить, может пьянить, может однажды скиснуть. Кому-то удаётся жить в мире с обретённой интонацией, кто-то становится её заложником. Это хорошо известно актёрам, “записанным” после однажды успешно сыгранной роли в одно единственное амплуа. Это известно и состоявшимся авторам, рискующим обмануть ожидания читателя. Это известно исполнителям, со сменой жанра теряющим большую часть публики.

В любом случае, требуется немало смелости, чтобы, свернув с накатанной дорожки, опять проходить всё сначала – без всякой гарантии на успех.

VK_PRO-АVTORA_citata_28

:: предыдущие серии ::
[info]Обсудить в жж

Страницы: Пред. 1 2 3 ...6 7 8 9 10 ...100 101 102 След.

alexander@sherbina.ru
на главную страницу
вверх