Александр Щербина
Новости
* АНОНСЫ

С 2015 года сайт перешёл в архивный режим и не обновляется. Актуальную информацию ищите в FB и VK на страничках Александра.


Посмотреть всю афишу:
архив, текущее, анонсы

Если Вы хотите получать по почте новости сайта Sherbina.ru - введите свой адрес в поле и нажмите "ОК".
Новости
 ПИТЕР (2014, 3-4 ноября) 10.11.2014
Кто бы мог подумать, что рядовой, в общем, выезд в Питер, ещё до концерта обрастёт фантастическими подробностями. Судите сами: за одни сутки познакомиться с китайскими прописями, услышать написанную про себя песню, впервые полетать на миниатюрном Cessna (вроде того, что Руст посадил на Красную площадь), потрогать (в буквальном смысле) облака… Но - по порядку.

гарнитура

Для разминки – общекультурологическое наблюдение. С дневного Сапсана встречали мои хорошие друзья Лозинские. Сначала мы завернули в “Буквоед”. Пока Уля отыскивала что-то там из французской жизни, мы с Саней от скуки листали школьный отдел, пока не наткнулись на русские китайские прописи. Для 6-го класса. Какое, понимаешь, неслучайное соседство, какая тонкая примета времени… На развороте всё по чесноку - с палочками, закорючками, пустыми клеточками и - переводом… Dai-gei-rang… Взять-дать-велеть… Fashao-sangzi-ganmao… Жар-горло-простуда…

китайские прописи (обложка) 2китайские прописи (разворот) 2

Пока мы с Лозинскими зависали над китайскими прописями, пока все вместе дожидались пиццы в каком-то итальянском заведении, пока любовались нежно-акварельным фасадом обновлённой Мариинки, с дуру принимая его за подсвеченный матерчатый баннер (вроде тех, какими завешивают строительные леса)… Короче, пока то да сё, мы сильно припозднились, и на плановую тусовку к Гале я доехал уже к половине десятого. Чем невольно поспособствовал творческой вакханалии от Васи Уриевского и сотоварищи. Ибо, доберись мы во время, и мир лишился бы очередного экспромта, на который Вася, как всегда, большой молодец. Ребята от души прошлись по моей фамилии, на что, учитывая опоздание, имели абсолютное моральное право… Не знаю, как сейчас, вне контекста, а там, в домике Гали в пригородной Ропше было смешно. Несмотря на криминальную концовку.

Это Вася - с бантиком…
вася уриевский

Это рукописный текст коллективного опуса…
рукопись песенки про щербину 2

А вот и сам опус - исполненный в первый, и, что-то мне тревожится, не в последний раз. Размещается с подтверждённого попустительства автора.

Василий Уриевский — Песенка о том, как мы ждали Александра Щербину 3 ноября в посёлке Ропша, в 39 км от Питера.


кошка-блондинка 2

На следующий день Галя взяла да отвезла нас с Васей Уриевским показать, где работает. А работает она администратором полётов на аэродроме Гостилицы. Отсюда маленькие такие, но оччччень гордые самолётики к-нии “Vzletim” поднимаются в околопитерские небеса и летают себе среди облаков и дождевых капель - на радость пилоту и двум-трём особо настырным пассажирам…

Короче, всё случилось как-то буднично и само собой - я и рассмотреть ничего не успел, как из машины сразу попал в такой самолёт. В нагрузку к какой-то счастливой паре, что-то там себе отмечавшей - прямо в небе. Нам достался пилот по имени Николай и самолёт по имени Cessna 182. Это тот же в общем самолёт, что наделал в когда-то много шума, присев на Красную площадь, только модель, понятно, поновее - 2000-го. Дальше были сорок минут ПОЛЁТА - и не в условном каком-то смысле, вроде привычных аэробусных ТУшек и Боингов. Иам ведь как: взлёт-посадка, что летишь, что стоишь, - всё равно сидишь. Как на земле - только в воздухе. И ничего такого полётного не чувствуешь. А тут чуешь всё - и даже больше. Чуешь, что под попой не кресло с полом, а 350 метров натурального неба. Что, высовывая руку в “форточку” (ну не в “иллюминатор” же!), трогаешь (в буквальном смысле) облака - да ещё под таким бешеным напором ветра, будто ты, ну, вроде как с ветром здороваешься за руку, а он тебе так рад, что собирается оставить твою руку себе. А потом вы пролетаете близко-низко над Петергофом, над Кронштадтом, над всеми фортами и даже видите, куда угнали “Аврору” и как её вот прямо под вами ремонтируют (на видео вы её тоже узнаете), и про всё это Николай вам подробно и внятно объясняет, не хуже профессионального гида.

А потом Николай решает, что вы достаточно уже освоились в небе и пора вам почувствовать себя настоящими… ну, не мужиками, поскольку одна из вас – девушка… прочувствовать, что такое настоящий полёт. Сперва Cessna весело заваливается на одно крыло, затем на другое, затем с победным рёвом идёт в “горку”, но тут же, вроде как передумав, начинает немножечко падать вниз, отчего вы впадаете в “невесомость”, а ваш желудок в истерику. Тут уже пригождается данный ещё на взлёте совет про напрячь пресс, до тех пор легкомысленно относимый тобой к разряду “для слабаков”. После нескольких таких повторений “крыло-крыло-горка-невесомость” как-то вдруг начинаешь мысленно торопиться домой, в смысле обратно на землю, где у тебя вообще-то дела, и кофе ты забыл на столе, и концерт, кстати, тоже никто пока не отменял (“пока” – это ведь случайно вырвалось, да?). Тут твои мысли, к счастью, переключаются исключительно на пресс и физиологию…

В результате всё заканчивается хэппи-эндом и приходит в гармонию - то есть, я хочу сказать, радость от посадки ничуть не уступает эмоциям от полёта. И вот ты уже снимаешь с головы гарнитуру с ушами, и неспешно вразвалочку (ну, тебе, по крайней мере, видится это так) идёшь обратно по взлётке, а дальше - можешь уже с бывалым видом втирать Васе, что ему сейчас надо привести в порядок и доделать до конца, и давать совет про пресс, и небрежно обещать, что вы тут все в него верите, но если чё не так - поймёте, простите и никому не расскажете. А потом, уже глядя на раздумчиво удаляющегося Васю, я почему-то вспомнил, что вот, у меня, ежели правильно посчитать, столько песен “про поезд” - и, кажется, ни одной (?) про самолёт.

Несколько иллюстраций. Всё, что было в небе – дальше в видео. А это пока ещё на земле.
самолёт 2

Вот это уже круто – но опять-таки на земле.
за штурвалом_014-11-04 15.46.57

С пилотом - Николаем Ивановым.
с пилотом_2

Ну, и видео – из урывков, захваченных айпадом, и Кикабидзе, позаимствованного из “Мимино”.



После аэродрома, “горок” и “невесомости” концерт был уже пустяком. Ну, в смысле пережив небо, я не мог уже облажаться на земле, правда? Как всегда у Димы Гороховского был полна квартира “своих”. Здесь они всегда свои - даже если незнакомые. И как всегда - было уютно. Может, даже уютней, чем всегда. Вот, уже после концерта, сообразил, что впервые за все свои много-много-летние сольники не прочитал ни одного стиха. Три строфы перед “Барельефами” – и всё… Как так - не заметил. Просто хорошо пелось. Похоже, так же и слушалось. К общему удовольствию решили повторить – 21-го декабря. На том же месте, в те же восемь.

[info]Обсудить в жж
 АФИША-2014. НОЯБРЬ 1.11.2014
Для Питера, Самары, Саратова, Уфы, Кирова, Нижнего, Москвы.

04.11 Питер, квартирник у Гороховского. Информация на сайте >>. Встреча Вконтакте >>

08.11 Москва, "Спиритический концерт" в "Гиперионе": песни, музыка, стиховидения, гадания по книгам и черновикам (акустика, с Лёвой). Информация на сайте >>. Встреча Вконтакте >>

13.11 Москва, концерт для учащихся школы "Интеллектуал".

14.11 Москва, в 14:30 - выступление в детском онкологическом центре им. Димы Рогачева. В 19:00 - музыкальное участие в спектакле театра "Бенефис".

21.11 Саратов, концерт в арт-студии “Река” (акустика, с Лёвой).

22.11 Самара, концерт в клубе “Труба” (акустика, с Лёвой). Встреча Вконтакте >>

24.11 Уфа, концерт в “Джаз-клубе” на ул. 50 лет СССР (сольно).

28.11 Нижний Новгород, концерт в "Кельтском доме" (сольно). Встреча Вконтакте >>

29.11 Киров, концерт в клубе "Тир" (сольно). Орг-вопросы >>

2014

[info]Обсудить в жж
 СОВЫ НЕЖНЫЕ, У-ЮЙ 31.10.2014
Песенка с недавнего “Гнезда,” видео от Аллы Болховитиной. Примечательна тем, что написана и спета французами - в 91-м (гр. Les Pires, текст студентки-русистки Жюли Грюн). Ну просто классические медведи на Красной площади ))


[info]Обсудить в жж
 :: PRO АВТОРА :: 30. ОТ РУМБЫ ДО ДУХОВНОГО СТИХА 28.10.2014
Продолжаем разговор  –  с предыдущего абзаца…

Творчество – самый короткий путь от одного человека к другому. Здесь не требуется церемоний и личных знакомств, не играет никакой роли социальное положение, возраст, даже разница во взглядах. Всё происходит на другом уровне и почти мгновенно: цепляет – не цепляет, твоё – не твоё, накрыло – не накрыло… Архаично-возвышенное “властитель дум” – как раз об этом. Только “дум” – по мне так совсем не первое в этом списке. Если властитель – то чувств, эмоций, души, духа… ну, и ума тоже. И вряд ли – всего сразу… Вот, интересный получается ряд, ещё немного и можно переводить разговор на уровень чакр. В коих не силён. Но примерно таким, обращённым к разным человеческим потребностям, мне видится и всё творчество.

Есть музыка для почти физиологического удовольствия – где-то на уровне живота и ниже. Чаще танцевальная, положенная на подчёркнуто удобный для движения ритм. Если здесь появляются слова – то в роли скорее обозначения. Не отвлекающие от и не претендующие на. Широко используемые штампы здесь – не недостаток, как нам порой кажется, а правило. Они не должны отвлекать от главного. А главное здесь – движение, в идеале - танец. Будь то диско, румба или венский вальс.

Прямой противоположностью мине видятся музыка и тексты “для ума”. Те, что апеллируют к размышлению, пониманию, чуть ли не к логике. Здесь правила диктуют и некоторую общую образованность и подкованность в какой-то определённой теме. Здесь уживается и весомая доля всего постмодернизма, и обилие цитат, и любовь ко всякого рода загадкам-разгадкам. В том числе и филологическим… Но я перескочил от живота сразу к голове, а надо бы по порядку.

Поэзия и музыка на уровне груди, “для сердца”. В прямом смысле – сердечная музыка. Пристанище вечных, общечеловеческих, “добрых” тем – без особой зауми и притязательности, почти простодушная, но, в отличие от “танцевальной” и “умной” – изначально искренняя и щемящая, вызывающая тёплый сентиментальный отклик именно в сердце, минуя физику и аргументацию.

Ещё одна - “душевная” ипостась творчества. Наиболее, к слову, цепляющая меня самого – и как слушателя, и как автора. Музыка и песни, обращённые к чувствам, эмоциям, экзистенциальным переживаниям. Это и любовная интимная лирика, и “тёмные” закоулки личностного опыта, и самое благодатное поле для авторских тараканов. Тут, продолжая, аналогию, мы где-то на уровне горла. А заодно и лица. Что сочувственно закреплено в хорошо знакомой фразеологии: от “перехватывания горла” до “мурашек по коже” и “пощипывания в глазах”. Именно этого чаще всего ожидает от себя самого помещённый в данный контекст автор, - о чём бы ни писал. И той же реакции ждёт от читателей или от зала.

Наконец – дух. Это уже совсем иной уровень творческих исканий, в которых и мысль, и чувство, и слово, – отголоски глубоких внутренних процессов, куда более интимных, чем, скажем, любовная лирика. На мой взгляд, самый сложный вид творчества. Здесь крайне сложно найти свои слова, не свести всё к общей притче или пересказу канона. И при всём при том сохранить художественную ценность высказывания. В этом смысле музыке повезло больше – она минует слова. Она мистическим образом вселяет трепет или взывает к свету и радости. И примеров гениальной церковной музыки приходит на память в разы больше, чем знакомых образцов духовного стиха той же силы.

И, конечно, условность этого деления – не менее и не более условна, чем деление на жанры. Которых в чистом виде сегодня уже и не встретишь. Творчество, как и его восприятие, вещь субъективная, хоть и не оставляющая попыток прийти к неким универсальным критериям оценки. Но главным для слушателя, как ни крути, всегда остаётся всё то же: цепляет – не цепляет, твоё – не твоё… Случилось – не случилось.

VK_PRO-АVTORA_citata_30

:: предыдущие серии ::
[info]Обсудить в жж
 :: PRO АВТОРА :: 29. МИКРОБИОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА 27.10.2014
Одно и то же событие люди видят по-разному. Одни и те же вещи на кого-то производят впечатления, на кого-то нет. Избирательность тем, сюжетов, образов, и последующая их интерпретация, – такой же залог авторской индивидуальности, как и характерная лексика, фразировка, любимые-нелюбимые знаки препинания и пр.

Никто из нас не живёт в безвоздушном пространстве. Все проживают свои дни с чувствами, впечатлениями, восторгами, обидами, проблемами, привычками, разговорами, прочитанными книгами, увиденными фильмами, окружающими лицами, предметами, бытовыми подробностями, ежедневной рутиной и витанием в облаках… Со всем тем, что, так или иначе, попадает в поле нашего зрения, нашей мысли или эмоции.

Для нормального человека, не отягощённого писательским зудом, всё это остаётся сугубо личными воспоминаниями либо исчезает бесследно. Для сочинителя – становится поводом и запускает алхимическую реакцию, при которой вся эта гремучая смесь подвергается двум одинаково необходимым процессам: приживлению и изложению. При первом (приживление) – все набранные впечатления пропускаются через личность автора, изменяют свойства, прирастают подробностями, художественными образами, новыми смыслами и даже вымыслами. При втором (изложении) – наступает очередь личных умений и мастерства. Здесь самое время вспомнить об авторском слоге, стиле, об авторской интонации… [гл.28]

Когда зелье готово – оно становится либо вином, либо уксусом. Либо волшебством, либо унынием. У настоящей поэзии (музыке, живописи…) есть одно замечательное свойство: она цепляет других.

Иногда стихотворение может быть вполне себе грамотным, вполне себе искренним и вообще – придраться-не-к-чему, но, что называется, “не цепляет” - никого, кроме автора. И то, подозреваю, только потому, что он его написал. Там есть аллюзии, намёки, отсылающие его к понятным ему, ей (или ему и ей) событиям, разговорам, переживаниям, но все они лишены некой универсальности, общечеловеческого кода, когда твоё переживание становится переживанием и других. Тем, что вызывает сочувствие и приводит, в конце концов, к сотворчеству, о котором у наст уже шла как-то речь.

Что это за код? Я не знаю. Чувствую. Догадываюсь. Возможно знакомое мне ощущение, радость узнавания, высказанные по-новому. Или наоборот, сложный, незнакомый нюанс, доходчиво донесённый, раскрытый волнующим меня языком или образом. В любом случае - моё читательское удивление, рождённое волей (или неволей) автора.

И тут я вдруг начинаю любить человека, о котором раньше и понятия не имел. Скорее всего, я и сейчас не имею о нём понятия. И частью - переношу на личность автора всё им написанное, частью - дорисовываю его образ уже своими собственными эмоциями от прочитанного.

Творчество – самый короткий путь от одного человека к другому. Здесь не требуется церемоний и личных знакомств, не играет никакой роли социальное положение, возраст, даже разница во взглядах. Всё происходит на другом уровне и почти мгновенно: цепляет – не цепляет, твоё – не твоё, накрыло – не накрыло.

Архаично-возвышенное “властитель дум” – как раз об этом. Только “дум” – по мне так совсем не первое в этом списке. Если властитель – то чувств, эмоций, души, духа… ну, и ума тоже. И вряд ли – всего сразу… Кстати, интересный получается ряд, ещё немного и можно переводить разговор на уровень чакр. В коих не силён. Но примерно таким, обращённым к разным человеческим потребностям, мне видится и всё творчество. Та же музыка, скажем. И песни.

VK_PRO-АVTORA_citata_29

:: предыдущие серии ::
[info]Обсудить в жж

Страницы: Пред. 1 2 3 ...6 7 8 9 10 ...101 102 103 След.

alexander@sherbina.ru
на главную страницу
вверх